GIMP — The GNU Image Manipulation Program
Гимп — бесплатный графический редактор

   


Как правильно рисовать тень

Главная Уроки Как правильно рисовать тень

В этом уроке описываются только «ручные» способы обработки изображений. Плагины не затрагиваются по причинам их не универсальности и тотальной нелегальности. А обрабатывать изображения вручную должен уметь любой, уважающий себя профессионал.

Теория

Тени — это один из камней преткновения всех дизайнеров. По теням часто судят о качестве работ, об уровне дизайнера. Есть некоторые стереотипы, некие «правила хорошего тона», по которым мы судим о качестве тени.

Вообще, утверждение, что фотореалистичная тень — это хорошо, а остальное плохо — в корне неверно. Очень часто приходится править и корректировать фотореалистичную тень, чтобы получить чистый качественный элемент дизайна сайта. Также нередко требуется изобразить схематическую тень, чтобы просто оттенить важный блок или меню.

Ниже я привожу три основных правила изображения теней.

Первое правило: тень не должна быть грязью

Приведённые ниже рисунки демонстрируют, как не надо делать тень. На рисунках показаны слишком резкие переходы из белого цвета в чёрный. В природе, при дневном освещении, такие переходы очень редки.


А на этих рисунках я учёл первое правило


Тут тень светлее и прозрачнее. Она не оттягивает на себя внимание. Такое использование тени, как на рис.2а и рис.2b часто применяется в корпоративных сайтах. И порой настораживает, что дизайнеры воспринимают это как признак плохого тона.

Исключения из правила:
Если на рисунке показана ночь, и наш обьект освещается лампой, то тени очень контрастные. Всё зависит от освещения. В данном уроке рассказывается про общий случай, когда всё освещено дневным светом.

Второе правило: тень — это не наложение чёрного цвета

Я видел в Интернете некоторые уроки по рисованию теней. Очень часто там рисуют тень, накладывая чёрный цвет в разных пропорциях и с разной прозрачностью. Это неверно. Тень — это область, куда не попадает прямой свет от источника. А значит, что эта область окрашена в естественный цвет предмета. Она может казаться даже насыщеннее той области, куда падает свет, если предмет имеет достаточно яркий «родной» цвет.

Также при выборе цвета тени следует учитывать тот момент, что сам объект может частично отражать свет на плоскость. Например, если объект ярко-красный, то он будет отбрасывать часть красного цвета на плоскость, на которой стоит.

Пример того, как нельзя делать:

И как можно:

Краткое описание того, как можно получить тени, как на рисунках 4a и 4b:

Рисунок 4а:
В соответствии с первым и вторым правилом не следует делать тёмную тень чёрного цвета. Режим смешивания слоев выбираем «Перекрытие» и подбираем цвет. Выбираем тёмно-коричневый цвет (такой, какой имела бы поверхность без яркого дневного освещения).

Рисунок 4b:
Основной фон — белый, цвет тени — серый. Красная панель тоже отбрасывает красный свет на поверхность. Поэтому дублируем серый слой тени, перекрашиваем его в тёмно-красный цвет, и стираем те области, которые не находятся в непосредственной близости к красной поверхности. В результате получится, что около нашей панели тень имеет чуть красноватый оттенок, нежели вдали от неё.

Третье правило: ближе — темнее и чётче

По умолчанию мы рассматриваем не точечный источник света, а распределённый. Это правило следует из физических особенностей распространения света от распределённого источника.

Делается подобная тень так:

Вначале создается обычный теневой слой. Потом, дальше от панели, он сильно размывается (можно просто инструментом «Размывание/резкость»). И в конце правый и левый края (дальние от предмета — ближние к нам) чуть подтираются ластиком, для того, чтобы не было таких чётких граней тени.

Есть и другие варианты.

Я бы не сказал, что это неправильное решение. Только теперь похоже, что вся панель висит над поверхностью и освещается дневным светом.

Здесь панель освещается чётким светом искусственного источника.

Практика

Тень от куба

Исходный куб:

Вначале сделаем тень в непосредственной близости к кубу. По третьему правилу это наиболее тёмная область. Подправим сам куб, чтобы он был немного темнее к основанию, и нарисуем ближнюю область тени.

Теперь добавим основную тень, сильно размытую, так как она находится намного дальше от куба.

Получилась неплохая тень для куба, стоящего на поверхности и освещаемого дневным светом. Если мы захотим сделать тень ещё и от солнца или от какого-нибудь фонаря, то используем третье правило. А также следим, чтобы тень была не чёрная (так как объект ярко-зелёный) и не слишком тёмная.


45

В избранном у 45 человек:

Метки: , , , .

Уроки: предыдущий следующий

9 комментариев

2

Пользователь #1Филипп Ткачёв11 августа 2009 в 15:43Личное сообщение

Интересный урок, лично я узнал много нового о тени.
Надеюсь, у урока будет продолжение, в котором автор сможет объяснить как правильно нарисовать тень от перекрывающихся объектов, и показать, что бывает не только тень, но и отсвет.
Было бы интересно понаблюдать урок с двумя разноцветными кубиками, с их взаимным влиянием на свет и тень.

0

Пользователь #4Андрей Сидоров11 августа 2009 в 21:35Личное сообщение

zoonman, и, ведь, будет же...

0

Пользователь #110Anon15 августа 2009 в 13:58Личное сообщение

Нет рефлексов от объектов и пола. Такое ощущение, что "тень" падает в воздух, а так не бывает.
Ну и вообще ни на одном рисунке нет реалистичной тени, да.

0

Пользователь #4Андрей Сидоров15 августа 2009 в 16:28Личное сообщение

Anon, этот урок - сжатая (неполная) информация по созданию теней. В нем схематично описывается теория и основные рабочие принципы. ПроГимп - не художественное училище, а сайт с уроками. Где вы видели уроки (даже в худ училище), которые описывали бы 100% теории с идеальными примерами?

Это все равно, что пнуть маленького мальчика за то что он не "мужик".

0

Пользователь #110Anon19 августа 2009 в 12:22Личное сообщение

> А обрабатывать изображения вручную должен уметь любой, уважающий себя _профессионал_.
(цитата из первого абзаца статьи)
Я пнул не маленького мальчика. Я пнул профессионала за непрофессиональность.
И вообще, Андрей, с таким подходом как ваш никогда ничего хорошего нарисовать не получится.

1

Пользователь #4Андрей Сидоров19 августа 2009 в 18:28Личное сообщение

Этому уроку лет 10 как минимум. Я по нему учился лет 8 назад. Чтобы научиться правильно рисовать тень - одних уроков мало. Только практика поможет увидеть свет, отражения, рефлексы, тени и как они друг с другом взаимодействуют.

Anon, ай репит, урок - не панацея, а стартовая площадка для начала работы. В профессионализме автора не сомневаюсь, а в вашем - очень.

-1

Пользователь #110Anon22 августа 2009 в 14:22Личное сообщение

ок-ок
автор должен всё правильно нарисовать, раскрыть суть урока и сказать на какие темы ещё посмотреть уроки (то есть: нарисовать правильно, рассказать о рисовании теней, сказать чтоб не забыли посмотреть статьи про рефлексы)

и откуда мне знать, что статье 10 лет?! там написано "Опубликовано 11 августа 2009"

0

Пользователь #63dannie-walker17 сентября 2009 в 02:19Личное сообщение

В очередной раз убедился, что дизайнеры не знают, основополагающей для профессии, теории - теории цвета и света. И это печалит. Особенно печалит, что этому уроку 10 лет и по нему, наверное уже несколько "поколений" дизайнеров выучилось.
Так вот, фраза: "А значит, что эта область окрашена в естественный цвет предмета. Она может казаться даже насыщеннее той области, куда падает свет, если предмет имеет достаточно яркий «родной» цвет." вводит в заблуждение. Тень будет содержать затемнённый цвет предмета её отбрасывающего, более тёмного тона, дополнительный цвет (для красного это зелёный) и голубой.
Дизайнеры! Учите матчасть!

2

Пользователь #18Тимур Елизаров12 декабря 2010 в 16:36Личное сообщение

dannie-walker. Знаете ли, поколения дизайнеров не стоят на месте. Нет таких людей, которые прочитали бы урок и следовали каждой его букве до конца жизни. Есть опыт, и чем он больше - тем больше видишь ошибок в своих старых работах.
Не думаю, что урок кому-то сильно повредит, если в нем описаны не все приемы и не полностью.

Чтобы участвовать в обсуждении вы должны войти или зарегистрироваться.

  • >

Информация по уроку

Другие уроки автора

Как сделать иконку из фотографии
Вам интересно, как создать иконку из ваших собственных фотографий? В этом уроке мы покажем вам как это сделать.

Взрывающаяся планета
В уроке будем рисовать взрывающуюся планету. Урок достаточно легкий, но будет интересен многим пользователям.

Как сделать объемную круглую кнопку
В урое нарисуем в GIMP круглую кнопку в стиле Web 2.0. Урок долгий, но каждый ход описан детально, поэтому трудностей возникнуть не должно.

Создаем значки
Создание шаблонов для будущих значков.

Рисование светом в GIMP
В конечном итоге мы получим интересный эффект переноса контура человека на другую картинку.

Кисти

GIMP Brush GIMP Brush GIMP Brush GIMP Brush Arrogance II_2 Arrogance II_3 Arrogance II_4 Arrogance II_5 Arrogance II_6 Arrogance II_7 Arrogance II_8 Arrogance II_9 Edge_2 Edge_3 Edge_4 Edge_5 Edge_6 Edge_8 Edge_10 Edge_11 Edge_17 Fusion_9 Galactic_9 Odysee_4 Odysee_13 Part 2-3 (Scratches) GIMP Brush GIMP Brush Pipe mancha mancha GIMP Brush Pipe GIMP Brush Pipe 1_Filsd-test 1_Filsd-test 1_Filsd-test Pincel_2 Pincel_2 Пушистый шар Пушистый шар eyeshadow_37 GIMP Brush Cursor Resize Shadow Backslash Cursor Resize Shadow Forslash Cursor Resize Shadow Height Cursor Resize Shadow Width Cursor Shadowed Pencil Cursor Shadowed Pencil 2 Cursor Shadowed Plus GIMP Brush GTA 3 Конфети FUZZY3 Beams 1 Beams 3 Beams 16 Лучи Heart heart 1 heart 2 heart 3 Heart Сердечко Calligraphic Brush 11 Circles 3 Circles GIMP Brush
Воспользуйтесь нашим сортировщиком кистей для подбора нужной кисти.

Оценка урока

«Как правильно рисовать тень» получил оценку 5.00 на основе 5 голосов.

13876+0
Комментариев

вверх